Полезные статьи

Для деловой женщины красота — это обуза!

Лиа Шеппард, доцент Университета штата Вашингтон, и Стефани Джонсон, адъюнкт-профессор Университета Колорадо в Боулдере, написали фейковые статьи о сокращении штата в компании и сопроводили их фотографиями топ-менеджеров, якобы заявивших об этом. Участникам исследования предложили прочесть статьи, оценить честность руководителей на фото и решить, следует ли их уволить. Если на снимке была очень привлекательная женщина, участники считали ее менее правдивой и более достойной увольнения. Вывод?

Для деловой женщины красота — это обуза

Шеппард: В написанных нами для эксперимента статьях приводились слова топ-менеджера компании о том, что сокращения вызваны общей экономической ситуацией, а не проблемами внутри организации. Через краудсорсинговую онлайн-платформу Mechanical Turk, пользователи которой в среднем образованнее обычного американца, мы пригласили нужное количество мужчин и женщин, разделили их на четыре группы и показали каждой группе фото какого-то одного топ-менеджера, якобы объявившего о сокращениях. На фото могла быть очень привлекательная женщина, менее привлекательная женщина, очень привлекательный мужчина или менее привлекательный мужчина. Степень привлекательности мы определили заранее, предложив оценить ее другим людям. Для сопоставимости результатов все люди на снимках были белыми и в деловых костюмах. В каждой категории привлекательности использовались фото двух разных мужчин и женщин (чтобы исключить влияние черт конкретного человека), но каждый участник исследования видел лишь одно фото. Затем мы задали участникам несколько вопросов: «Насколько вы доверяете объяснениям топ-менеджера? Кажется ли он вам честным человеком?» В ходе дальнейшего исследования с участием студентов из вузов США, посвященного оценке руководителей-женщин, мы также спрашивали, следует ли уволить руководителя как ответственного за сокращения. Оказалось, что красивых женщин воспринимают как менее правдивых, менее достойных доверия лидеров — и более заслуживающих увольнения, чем их не столь привлекательные коллеги.

А что насчет мужчин?

Мы не вы­явили практически никакой разницы в реакции людей на привлекательных и не очень привлекательных мужчин-­руководителей в ситуации объявления о сокращениях. В некоторых случаях красивых мужчин даже считали чуть более честными.

Меня как женщину это возмущает!

У женщин не все так плохо: менее привлекательных из них участники сочли более честными и заслуживающими доверия, чем мужчин с любой внешностью.

А есть ли у красивых женщин хоть какие-то преимущества в профессиональном плане?

Мы проводили отдельное исследование, посвященное восприятию компетентности людей по фото, и выяснили: независимо от гендера привлекательные лидеры кажутся более компетентными. То есть даже если красивая женщина кажется менее честной, люди находят у нее другие положительные качества. Наверняка существуют сферы деятельности, где некоторая неискренность будет достоинством, по крайней мере с точки зрения организации, — например, продажи. В целом имеющиеся данные показывают, что привлекательным людям больше везет в жизни: учителя в школе уделяют им больше внимания; у них шире выбор романтических партнеров; у них выше зарплаты.

Чем же вызвано недоверие к привлекательным женщинам?

Мы предполагаем, что всему виной стереотипный образ коварной соблазнительницы: люди обоих полов подсознательно опасаются, что с помощью своих чар красавицы могут манипулировать людьми (особенно мужчинами). Корни у этого эффекта, вероятно, эволюционные: именно за счет привлекательности женщины традиционно конкурировали за мужчин и через них добивались экономической мобильности. И в наши дни, согласно исследованиям, мужчины больше ценят в партнершах физические качества (хотя и считают красивых женщин менее заслуживающими доверия).

А что, если такая реакция вызвана тем, как руководитель подавал дурные вести?

Был и еще один эксперимент: мы просили людей оценить выступающего с хорошими новостями о компании (объявлением об увеличении числа рабочих мест). Недоверие к женской красоте проявлялось и в этом случае. Мы также представляли участникам женщин в разных должностях: предыдущие исследования указывали на то, что люди хуже относятся к привлекательным женщинам на «мужских» должностях, например в высшем руководстве компаний, чем на традиционно «женских», таких как специалист по связям с общественностью. Но участники нашего исследования сомневались в честности красивых женщин в обоих случаях.

Я не считаю себя очень привлекательной — но перед тем, как идти на работу, я наношу макияж и стараюсь одеваться получше. Может, мне перестать это делать?

Необязательно — если не нравится. Бизнес-среда с каждым днем ​​становится все комфортнее, но в большинстве компаний до сих пор действуют правила, заставляющие сотрудников обращать внимание на свой внешний вид. Я не хочу давать женщинам никаких советов на этот счет: если вы посоветуете им не афишировать свою красоту (завивая волосы «кругом» или носить очки), многие скажут, что вы хотите ограничить их слезы. Вместо этого я предлагаю сосредоточиться на том, что укрепляет доверие между людьми: на доброте, заботе и открытости. Однако это тоже не совсем так, так как тем самым я перекладываю ответственность на женщин, призывая их измениться – хотя корень проблемы гораздо глубже.

Какие еще исследования вы хотели бы провести в этой области?

Когда мужчина встречает красивую женщину лично, я хотел бы знать, исчезнет ли выявленный нами эффект или сохранится. Это важно, потому что влияет на общение с женщиной и, следовательно, ее ответное поведение, в свою очередь, может усилить первоначальные подозрения. Опять же, мне интересно, как все это работает на политической арене. Мы голосуем за лидеров, которых не знаем лично; мы решаем, можем ли мы им доверять, просто взглянув на телевизионное изображение. Так есть ли у нас предвзятость в отношении привлекательных кандидатов?

Что привлекло вас в этой теме в первую очередь

Мой интерес не связан с личным жизненным опытом; Но я обнаружил, что привлекательность — очень противоречивая черта для женщин: хотя она имеет значительные преимущества, явное проявление красоты или сексуальности подвергается критике со стороны обоих полов. Женщины-лидеры всегда находятся между двух огней; мы рассмотрели только одну из задач. Это печальный факт жизни.

Выступила редактор журнала Harvard Business Review Аня Вицковски.
Перевод: Школа вокала для девочек